Get Adobe Flash player

2010 – год Тигра, Бобра или Черепахи?

2010 – год  Тигра, Бобра или Черепахи?

Уже совсем скоро первое января, а значит – и Новый Год. Первый день января -  международный или гражданский Новый Год. Почему год начинается именно в этот день? Русские  ругают Петра 1 –  «заставил курить», да еще и внес изменения в народный календарь! Не  Петру 1 принадлежит идея: изменения внесены  до него Гаем Юлием Цезарем. После проведенной им  в 46-45 годах д.н.э. реформы  календаря, год стал начинаться  1 января.

Но портретами  Цезаря не обмениваются в наше время на Новый Год – сейчас в моде дарить «на удачу» одного из 12-ти животных восточного календаря. Народные традиции в России если и не забыты, то уже не «укладываются» в земледельческий ритм года.  Светский вариант начала года, никак не относящийся к началу посевов и пробуждению природы от зимнего сна, относится  к моменту «смерти природы».

Издревле началом года считалась весна, когда просыпалась земля и начинались сельскохозяйственные работы. Первый же день весны –  день весеннего равноденствия. Но это – научное название и, если так можно сказать, день этот – Новый год ученых, астрономов, астрологов. Именно с астрологической точки зрения можно объяснить  - почему началом года выбран тот или иной месяц и день; и почему основные религиозные праздники приурочены к этому времени.

Четыре главные точки гороскопа: Асц (I Дом), Дсц (VII Дом), IС (IV Дом), МС (X Дом) приходятся на первые градусы кардинальных знаков зодиака. На эти точки приходится четыре особо выделенных положения Солнца. 0°Овна – весеннее равноденствие, 0°Рака –  летнее солнцестояние, 0°Весов – осеннее равноденствие, 0°Козерога – зимнее солнцестояние. Кардинальные знаки предполагают постоянство, поэтому и логично, что праздник, совпадающий по положению проходящего по зодиаку Солнца - повторяется всегда в одно и то же время.

Асц соответствует 0°Овна -  это начало зодиакального круга и пути Солнца. Это- «точка отсчета» международного календаря и астрономических расчетов, на которых построен « земной базис». В это время отмечали Новый год в одной из самых древних религиозных традиций мира - зороастризме. Сегодня их иногда и в уничижительном смысле называют «огнепоклонниками» и «язычниками». При этом не учитывается то, что календарь христианства напрямую связан с 0°Овна. Следовательно, и главные праздники – связаны, и зависят от этой точки. Дело в том, что Ноуруз совпадает с так называемой «пасхальной границей». Пасха- главный праздник христиан и иудеев может начаться в любой из 35-ти дней, начиная 22 марта и, заканчивая 25 апреля. Получается, что все религиозные традиции отмечают именно точку 0°Овна.

Праздник зороастрийцев  называется Новруз или Ноуруз (по – персидски: новый год). Праздник был самым большим национальным праздником  древних ариев. Сейчас Новзуз отмечается в Иране, Афганистане, Азербайджане, Туркмении, Киргизии, Узбекистане. Зороастрийцы, которые проживают сейчас в Иране и Индии – и  есть древние хранители традиции Огня, а зороастризм – самая древняя светлая традиция.

Огонь как символ Солнца и  жизни, а не нарисованный на холсте папы Карло очаг с искусственным огнем – так понимали его древние арии. Многими неправильно понимается даже слово «огнепоклонники». Никаких поклонов Огню в Персии раньше (и в Иране сейчас) не совершают. Считается, что произносящий молитвы- гимны должен стоять прямо. Парсы Индии действительно имеют  обычай ритуальных поклонов, но это не традиция персов.

Во времена могущества Персии, жрецы – мобеды владели не только силой молитв во время проведения ритуалов, но и знаниями о звездном небе. После запрета астрологии ими была потеряно одно из звеньев полного постижения замысла Бога. (Это же относится и к Исламу. А про христианство и говорить не приходится – запрет очень строгий на изучение звезд). Сейчас жива лишь обрядовая сторона праздника. Пришедший ислам перенял традиции зороастрийцев по празднованию Ноуруза практически без изменений. Поэтому в мусульманских странах отмечают Новруз. Ислам внес и  свое название первого дня весны - начало солнечной Хиджры.

Точка IС (0° Рака) приходилась на древнерусский языческий праздник Ивана Купалы. Но и с Древним Египтом эта точка имела непосредственную связь - в день летнего солнцестояния начинался Новый год египтян. Это было во время разлива Нила, и звезда Сириус восходила в этот день вместе с Солнцем. Христианством отвергаются  языческие праздники и «темный Египет».  Но в церковной литературе указывается на преемственность календарей египтян и христиан, а также связи со звездой Сириус. Это связано с числом 365, обозначавшим как цикл Солнце- Земля, так и цикл Сириус- Земля.

Против - значит в оппозиции: это принцип астрологии. Поэтому  христианские праздники Рождества и Крещения отмечают, когда Солнце идет по знаку Козерога. Но и там был языческий праздник (римские Сатурналии и персидкий Митра) -  были заменены христианскими. На это время приходились праздники поминовения предков. Неудивительно поэтому, что на праздничном столе древних славян во время Святок (с 25 декабря - по 7 января), были кутья, компот и блины. В Китае принято во время празднования Нового года поминать предков. В некоторых областях Китая в это время посещают могилы предков.

Но и в марте поминают предков. До Пасхи принято посетить места упокоения предков, произнеся молитвы за их Души. В Персии, а сейчас в Иране, также за неделю до Ноуруза посещают могилы предков. Идея «воскрешения из мертвых» с началом весны присутствует во всех традициях. Но традиция зороастризма, сохранив календарь с древними названиями месяцев, тем самым сберегла сакральный смысл праздника. Первый месяц имеет название Фарвардин и посвящен предкам или Фраваши. Но молитвы произносятся «по душам предков».

Вот здесь и работает мистерия кардинальных знаков. В знаках Овен - Весы особое положение Солнца (Луна не выделена по статусу), а в знаках Рак- Козерог выделена Луна. Потому что именно в знаках Овен и Козерог бывают главные праздники зороастрийцев, христиан, иудеев. Солнце в Овне находится в экзальтации; Луна в Козероге - в изгнании.

 

Давайте посмотрим, как отмечали и первые дни марта, и конец декабря/начало января в разных странах. Конечно, все традиции охватить невозможно, поэтому рассмотрим только некоторые из них.

 

Новый год по-русски.

Начнем с истории празднования нового года на Руси, где было три календаря: церковный, народный и сельскохозяйственный. Даты их -  то совпадали, то расходились друг с другом.  Вначале новый год  встречали 1/14 марта, что совпадало с мифической эрой «От сотворения мира» 1 марта 5508 д.н.э.

День 1/14 марта в народе назывался  по -  разному : Евдокия Летоуказательница, Евдокия - плющиха, Евдокия- капельница или Авдотья – замочи подол. Поговорки, связанные с этим днем:

- Пролетье. Снег плющит настом. Первая встреча весны.

- Евдокия красна – и весна красна: на огурцы и грузди урожай.

-  Если у Евдокии вода – то у Егория (6 мая) – трава.

- Евдокия с дождем – быть лету мокрому.

В марте 1492 года по пророчеству ждали «конца света», но все обошлось. А церковный собор перенес начало года на 1/14 сентября. Поэтому и встречаются в летописях две даты «От Сотворения мира»: 1\14 марта 5508 года д.н.э. и 1\14 сентября 5509 года д.н.э. Празднование нового года с весны перенесли на осень- время сельскохозяйственных работ. День в народе назывался – Семенов день. День сева, новоселий, но и время уплаты взносов. В Семенов день было принято на Руси подстригать детей, впервые сажать их на коня. Было принято, также, солить в этот день огурцы (вспомним день Евдокии, который был показателем урожая огурцов).

Что изменил Петр 1? Его указ от 19 декабря 1699 года (7208 года «От Сотворения мира) провозглашал: « О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира». Так русские стали праздновать Новый год вместе с европейцами. Отмечали торжественно – богослужения, колокольный звон, пушечные выстрелы, феерверки.

Святки  или страшные вечера - так назывался народный праздник проводов старого года. Он длился 12 дней: с 24\25 декабря по 6\7 января. В это время,  согласно народной традиции, совершались ритуалы на оберег дома, урожая и скота от нечистой силы. В ритуале принимала участие вся семья. Это был и обход «магическим кругом» или объезд на «чародейных» вещах – палке, венике скота и птицы, со специальными заговорами и заклинаниями. Святки – это колядки, а значит – ряженые. Они и обходили все дворы, символически очищая их. За это они получали «награду» от каждого двора – «блин да лепешку с заднего окошка». Рядились и животными, а также водили с собой домашних питомцев. Особенно популярно было шествие с козой. Ее неразлучными спутниками были «дед», «цыган», «музыкант с песельниками».

На святках была и еще одна игра- «игра в похороны» (особенно распространена в Вологодской губернии). В.И.Чичеров  объясняет наличие похоронных мотивов тем, что «тема смерти» в народном календаре отражает «зимнее умирание природы и угасание солнца». Но все действо сопровождалось смехом, а это подразумевало то, что  смерть не страшна. Сила же смеха, по мнению древних, способна  и помогает возрождению природы  весной, и хорошим урожаям летом и осенью.

Молодежь собиралась  на «Вечерки», «Посиделки» или «Беседы». Были приняты святочные гадания. Считалось, что на «переходе» из года в год, можно узнавать судьбу. Девушки гадали на суженого. Накануне нового года пекли обрядовое печенье («коровки» или «козульки»). Одну из «козулек» клали в сени, чтобы летом скот ходил сам домой и лучше плодился.

После принятия Русью христианства, Святки стали предшествовать празднику Крещения Господня. Но и старые традиции не были забыты, а некоторые  из них даже «объединились» с христианскими. Например, обряд «перекрещивания скота топором» - изгнание «нечисти» из скота. Хозяева с иконой трижды обходили хлев, кропили животных святой водой, а топор перекидывали через скот крест накрест. Жертвенная новогодняя свинья называлась еще и кесаретским поросенком из-за того, что 1 января христианская традиция отмечает день святого Василия Кесаретского.

Кесаретский поросенок символически обозначал плодородие, богатство, благополучие. О культовом дохристианском значении его свидетельствует истолкование христианской церковью свиньи как воплощения бесовской силы, как  коня для «нечисти», колдунов и ведьм. Так,  на примере видно, что с установлением новой религии - старые языческие божества обозначались как враждебные.

Кроме мяса и различных изделий из теста, на новогоднем столе были кушанья, приготовленные из зерен злаков, плодов и ягод. Наименование обрядовых трапез дано по названию одного из главных блюд – кутьи, которая была «бедная» или «богатая». Бедная (постная) проводится в рождественский сочельник, а  богатая – в новогодний (иногда и в Крещение). Обязательным напитком считался «взвар», «узвар» или «сочиво»- компот  из сухих ягод с медом.

Кутья, взвар, блины, толокно, кисель – ритуальные блюда, которые специально готовятся  для встречи новолетия, не являются исключительным достоянием этой обрядовой трапезы. Об этом писал исследователь русской культуры Афанасьев: «…семейная трапеза, за которой встречают праздничный хлеб, кутью, мед и садовые плоды (о рождестве, крещении). Узвар и каша доныне считаются необходимыми на родинах, а мед и кутья на похоронах и поминках».

Русский рождественский сочельник был в большей мере завершением поста, чем началом новогодних празднеств. В большинстве мест сочельник отмечался только постом «до первой звезды», тщательно соблюдаемой чистоты в избе, застеланием стола чистой скатертью, едой в торжественно строгом молчании. Завершая молчаливой трапезой пост, крестьянин вступал в новогодний период – празднества непобедимого солнца.

 

Новый год по-итальянски.

Год начинался у Древних римлян 1 марта – начало весны и года совпадали. Только с реформы Юлия Цезаря он стал начинаться 1 января. Март, первый месяц древнеримского календаря, был посвящен одному из главных италийских божеств – богу Марсу, от которого он и получил название. Вначале Марс почитался в Риме как бог весны и бог весеннего равноденствия (латин. annona). Позднее – как бог войны.

14 марта в Риме проходила церемония, называемая мамуралия. Из города изгоняли человека, одетого в шкуры, ударяя его при этом  палками. Человека «звали» Мамуриус Ветуриус или «старый Марс». Это явный символ изгнания зимы и старого года.

15 марта отмечались, так называемые, Ферие Анне Перенне. Это был чисто народный праздник, проводившийся на берегу реки Тибр. Одни считали, что Анна Перенна символизирует вечно текущую воду; другие  настаивали на том, что это- богиня Луны. Но и те, и другие сходились во мнении, что Анна Перенна была у римлян богиней года. Праздник предполагал излишнее веселье, и - очень много вина.

Юлий Цезарь  перенес дату нового года, но в это время в Риме начинался карнавальный период. В различных районах Италии карнавал начинался в разное время, но чаще всего- 6 января, в день Эпифании. «В карнавале слились многие праздники и обряды античного, еще языческого мира. Сюда переместился, например, бурный праздник сатурналий, который в Древнем Риме отмечали в дни зимнего солнцестояния. На это, может быть, указывает персонизация карнавала. Подобно тому, как царь сатурналий в конце праздника приносился в жертву, персонаж Карнавал, приняв участие во всех манифестациях веселья и пиршества, отдается под суд, получает приговор и сжигается. Это один из обрядов устранения зла, а, может быть, также обряд продуцирования плодородия и изобилия».

Обязательная принадлежность карнавала – маски. Чаще всего- это Арлекин, Пульчинелла и доктор. Некоторые провинции Италии имели своих персонажей. Например,  в Лукка – Боррачча,  это – пьяница, одетый в короткие штаны, пиджак наизнанку, пестрые чулки. Имя его происходит от фляги, которую он носит с собой.

 

Новый год по - персидски.

 

Ноуруз (новый год) начинается в первый день первого месяца солнечного года, когда Солнце входит в знак Овна. В это время в стране начинались полевые работы и посевная. Ноуруз (Новруз) был последним, седьмым главным праздником зороастрийцев, посвященный покровителю света – Михру. Происхождение Ноуруза объяснялось и различными легендами. В версии, излагаемой в «Шахнаме», в этот день основатель легендарной династии «Джамшид», вошел в город Истахр (Персеполис) и воссел на троне. Народ осыпал его драгоценностями. А само воцарение совпало с днем весеннего равноденствия.

Считается, что именно от зороастризма Ноуруз  приобрел обряд почитания предков. Другое название Ноуруза – праздник Фарвардина, так как он приходился на первое число одноименного месяца. Название это происходило от персидского «фарвард», соответствующего авестийскому «фраваши» - то есть «души умерших предков». В этот месяц зороастрийцы поминали души умерших, и читали религиозные гимны из Авесты.

Многие обычаи дошли и до наших дней. Например, и сейчас в Иране считается плохой приметой покидать дом во время праздничных дней  Нового года. Считалось, что те дела, которые будут сделаны во время Ноуруза, человек будет делать весь год. По этой причине Сасанидские цари предпочитали ни с кем не советоваться в эти дни. Многое зависело от прихода первого человека. Ибо от этого гостя зависело – счастливым, или нет, будет следующий год. Он должен быть доброго нрава, быть  остроумным, благочестивым, с «хорошим» именем. А самое главное – иметь «счастливую ногу» (то есть приносить удачу).

В Сасанидском Иране такой «первый встретившийся человек» выбирался заранее и он должен соответствовать указанным качествам. Его считали посланником Хаурвата и Амертата (покровителям здоровья, бессмертия, воды и растительности). За ним вносился обрядовый стол. На нем лежали: обрядовые хлеба, ветви деревьев, семь злаковых зерен, семь колосьев, кусок сахара, динар, чаши со сладостями и молоком, пучок руты.

Пик празднования Ноуруза пришелся на эпоху Сасанидов (III-VI века н.э.). С этим периодом связаны наиболее пышные церемонии. С приходом в Персию арабов поначалу было некоторое забвение праздника, но он  выжил. Хотя его традиции и этические нормы преломлялись сквозь призму исламской этики. Арабами были «исправлены» все легенды о Ноурузе. Для шиитов Ноуруз считается днем рождения Али - двоюродного брата Мухаммеда и его зятя.

Через 200 лет в Иране к власти пришли правители тюркского происхождения, газневиты, ильханиды, монголы, тимуриды и другие, но они неизменно продолжали праздновать Ноуруз.

Исторической нитью, связывающей современный Иран с древними государствами, является обязательная традиция – установление праздничного стола с атрибутами, название которых начинается  на букву персидского алфавита «син», поэтому такой стол называют «хафт син» - семь син:

Секке – золотая и серебряная монеты.

Серке – уксус.

Сир – чеснок.

Сомаг – специя темно- коричневого цвета.

Саману – проросшая пшеница (солод), из них готовится сладкий кисель.

Сенджед – лох.

Сабзе – зелень – пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие

оживление природы.

В различных регионах привносится в «хафт син» нечто свое. Так, в Афганистане –

сэмарек (грибы), в Иране – сиб (яблоко), сэпанд (рута). «Син» на языке Авесты  и на пехлевийском языке обозначает «канон». Второстепенными, но не менее важными и необходимыми для ритуала Ноуруза считаются: небольшой аквариум с золотыми рыбками, зеркало, зажженные свечи.

В день Ноуруза принято прощать друг другу обиды и долги, и делать подарки. Своеобразным аналогом Деда Мороза является «Аму Ноуруз», то есть «Дядюшка Ноуруз» - ряженые, лицо и руки которых измазаны черной краской, облачены они в красную национальную одежду. В современном Иране в это время принято оказывать помощь нуждающимся.

В ночь со вторника на среду последней недели уходящего года иранцы проводят церемонию «Чахар шанбэ сури», то есть праздник и прием гостей в среду.  На него приглашаются все родственники. Важнейшей частью церемонии является разведение огня и перепрыгивание всех членов семьи через него. Человек, перепрыгивающий через огонь, обращается к нему со словами: « Мне – твой красный цвет, а тебе – мой желтый цвет». Красный цвет символизирует здоровье, а желтый цвет – болезнь и слабость. В представлении древних иранцев огонь и вода – священные творения, символы благополучия и моральной чистоты.

С наступлением первых секунд Нового года все члены семьи обнимаются, целуют друг друга в глаза, произнося поздравления. Затем обмениваются подарками. На следующий день ходили в гости к родственникам, начиная с самого почтенного по возрасту. 13-ый день Ноуруза обычно проводили  на природе. Число 13 раньше считалось неблагоприятным. Таким образом, праздник Ноуруза проходит в Иране с 1 по 13-е число месяца Фарвардин. Для сопоставления: Святки на Руси продолжались 12 дней.

 

Новый год по-китайски.

 

Астрономы Китая с глубокой древности умели поддерживать соответствие солнечного и лунного ритмов в календаре. Лунный Новый год в Китае праздновался в первое новолуние после вхождения солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем. В переводе на григорианский календарь это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Первый месяц лунного года назывался «праздничным».

Были в Китае и обряды, связанные с днями зимнего и летнего солнцестояния, но на рубеже XIX-XX вв. такие празднества в чистом виде перестали существовать. Обряды, отмечавшие солнцеворот, были со временем поглощены лунным Новым годом, который означал и приход весны в Китай. 1 и 15-е дни лунного месяца были наиболее важными для китайцев, как дни поминания предков и поклонения богам. Празднование Нового года в Китае растягивалось больше, чем на месяц.С нового года начинался период оплаты долгов. Поэтому считалось, что их нужно отдать до начала праздничных торжеств.

В Юго-Восточном Китае долго сохранялись древние экзорцистские традиции. Так, в Сучжоу в прошлом веке с полнолуния до 24-го дня последнего месяца мальчики и девочки, наряженные Богом очага и его супругой, ходили по домам и просили денег. То же самое проделывали местные нищие, одетые в костюмы чертей и  изображавшие заклинателя демонов Чжун - куя.

Очищению каждого дома от веяний истекшего года, ставших теперь вредоносной силой, прежде способствовали публичные изгнания «нечисти». Еще в XII веке в столицах Китая группы нищих, наряженных женщинами и демонами, ходили, ударяя в гонги, от дома к дому и получали подаяние. Это называлось «бить ночных варваров»; подобные шествия устраивались и в официальном порядке. В ряде районов Китая эти обычаи сохранялись до XIX века.

Накануне праздника дом тщательно убирался, а внешние и внутренние его покои украшались благожелательными символами. Это - так называемые новогодние картинки (няньхуа): считается одним из жанров народного искусства. Символика их очень разнообразна, отражая все стороны духовной и бытовой жизни. В конечном счете, все новогодние лубки так, или иначе выражали пожелания « пяти видов счастья».

Наибольшей популярностью пользовались изображения божеств, которые распоряжались благополучием людей: Бога богатства (Цайшень), Бога счастья (Фушень), Бога долголетия (Шоусин). Летучая мышь на таких картинках - открытках соответствовала счастью; олень сулил  служебные награды. Ваза  обозначала  безмятежность, седло – покой, рыба – достаток (особенно золотая рыбка и карп). В качестве символов долголетия на картинках обычно фигурировали персик, сосна или аист; обильного потомства – плод граната, а богатства - пион. К числу популярных символов счастья считался дракон (лун) , приносивший богатство, и тигр  (ху) – пожиратель драконов. Вестником счастья на Новый год была лошадь (драгоценная лошадь, нагруженная сокровищами), а также трехлапая жаба (символ богатства).

Новый год в Китае праздник строго семейный. Вечером последнего дня семья в полном составе собиралась на ужин, чтобы «закруглить год». Вначале все блюда предлагались духам предков, все члены семьи старались простить друг другу старые обиды. После трапезы не ложились спать, чтобы не упустить свое будущее счастье. Ночные бдения на Новый год так и назывались: «оберегать год».

В новогоднюю ночь полагалось совершить  ряд религиозных обрядов. Сначала - благодарность богам за покровительство в прошлом году (ритулы поклонения Небу и Земле, Господину Небу и богам «трех сфер»). Ритуалы проводились на открытом воздухе на специальном жертвенном столике (стол Неба и Земли). Столик устанавливали в благоприятном для года направлении, на него водружали полный киот с изображением всех божеств. Простые люди, обычно ограничивались девятью богами. «Тремя животными жертвы» были: целиком зажаренная курица, утка (на Юге – рыба) и свинина. Также на столике должны быть сушеные и свежие фрукты, пампушки, арахис, пирожное, рис, вино, свежие листья чая или 3 чашки чаю и 16 чашек вина. Обряды начинались сразу после полуночи.

После поклонения богам семья обязательно в полном составе ритуально обращалась к духам предков. На алтаре предков были таблички с их именами; возжигались «курения». На столе – рис; его съедали символически «вместе с предками». Для предков сжигались специальные жертвенные деньги, а иногда и «докладные записки» с пожеланием для них блаженства в раю. Многие обычаи были переняты китайцами у буддистов.

На новогоднем китайском столе должны быть овощи, сладкая похлебка из пяти видов овощей и трав, каша из пяти злаков, а главным блюдом были пельмени. Обычай предписывал наедаться пельменями до отвала, хотя и на другие мясные блюда были ограничения.

В первые дни года  нельзя было произносить бранных слов и слов с «неприятным смыслом»: смерть, лису, дракона, тигра, змею и т.д. Детям, случайно произнесшим запретное слово -  вытирали рот красной тряпицей с жертвенного стола. Для пущего спокойствия нередко вывешивали табличку: «Слова женщин и детей не считаются». Существовали и другие предписания – запреты в дни первых дней праздника. Для того, чтобы не нарушать их – вывешивали специальные картинки- обереги, а также портрет Цзян – тайгуна с надписью: «Тайгун здесь!». Это- имя образцового  сановника древности, который в роли божества приобрел способность отвращать всякие беды.

В первые три дня запрещалось убирать пыль и топить очаг хворостом, который на этот период превращался в символ богатства. Слова хворост и богатство в китайском языке имеют фонетическое созвучие. Не разрешалось отдавать на сторону огонь и воду, ибо и это в Китае ассоциировалось с богатством. Когда во 2-ой день года из колодца доставали первое ведро воды, совершали поклонение Богу колодца. Широко распространены были гадания по погоде – будет ли следующий год урожайным. В Китае гадали и по бобам.

Во время первой новогодней ночи было очень шумно - всюду был слышен грохот гонгов, барабанов и трещоток. Множество праздников радовали и детей, и взрослых: это и праздник фонарей с его «танцем дракона», запуск бумажного змея, обряд «освобождения голубей».

 

Китайский календарь и Новый год.

. В Древнем Китае использовался лунный календарь. О приходе весны китайские земледельцы узнавали по восходу созвездия Гидры,  и делили хозяйственный год на 4-е сезона. Затем стали использовать лунные фазы. Год состоял из 12-ти месяцев, 13-ый - был добавочным. Каждые семь лет из  19-летнего периода, имели 13-ть месяцев.

Ориентировочными звездами для астрономов Древнего Китая были звезда «Дахо» (Антарес); а созвездия: «Цан» (Орион) и «Бэй доу» (Большая Медведица). О времени года судили по положению ручки Северного Ковша. «В 1-ом месяце рукоятка Ковша обращена вниз, в 6-ом месяце в сумерках можно увидеть, что рукоятка Ковша повернута вверх…».

Около 3000 лет д.н.э. в Китае начался счет времени по циклам. Исходным было представление о том, что мир состоит из 5-ти элементов («стихий»): воды, огня, металла, дерева и земли. А эти стихии находятся в движении, взаимосвязи и циклическом соподчинении: вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет в земле, земля родит воду. Каждая из стихий объединяла 2 «небесных пня» (или была представлена в двух состояниях  –  мужском (ян)  и женском (инь).

Месяц в Китае делился на три декады («сюнь»). Порядковые обозначения дней декады или, как их называли китайцы, «10 небесных пней» (или «веток») таковы: цзя, и, бин, дин, у, цзи, гэн, синь, жень, гуй. Называются они и небесными стволами. Для обозначения месяцев использовались 12 символов («12 земных ветвей»), которые соответствовали названиям зодиакальных созвездий. Каждому из символов соответствует название животного и стихия. Вместе эти 22 иероглифа образуют основу китайского традиционного календаря или 60- летний цикл.

 

Земные ветви                                          Небесные стволы

Цзы –  Янская Вода (Крыса)                    Цзя –    Янское Дерево

Чоу –  Иньская Земля (Бык)                      И -       Иньское Дерево

Инь –  Янское Дерево (Тигр)                     Бин –   Янский Огонь

Мао -  Иньское Дерево (Кролик)             Дин –   Иньский Огонь

Чэнь – Янская Земля (Дракон)                  У -       Янская Земля

Сы –   Иньский Огонь (Змея)                    Цзи –   Иньская Земля

У –      Янский Огонь (Лошадь)                 Гэн -    Янский Металл

Вэй –  Иньская Земля (Коза)                      Синь – Иньский Металл

Шэнь – Янский Металл (Обезьяна)          Жэнь – Янская Вода

Ю –     Иньский Металл (Петух)               Гуй -     Иньская Вода

Сюй – Янская Земля (Собака)

Хай –  Иньская Вода (Свинья)

 

Китайский и персидский календари. Что общего  между ними и в чем различие?

На востоке в качестве календарной единицы использовали  12- летний цикл, но более известен 60-ти летний цикл. По нему ведут счет китайцы, маньчжурцы, тибетцы, монголы, вьетнамцы, японцы, корейцы. У монголов вместо пяти стихий употребляются цвета: синий, красный, желтый, белый, черный. Для четных годов названия цветов «размываются»: синеватый, красноватый и т.д. Через 60 лет тотем и стихия повторяются.

Считается, что китайский календарь связан с 12-ти летним циклом планеты Юпитер и часто даже называется юпитерианским. 60-ти летний цикл- это три соединения по 20 лет планет Юпитера и Сатурна. Но есть еще и 32-х летний календарный цикл, называемый циклом Сатурна Золотого века. 32 года – цикл обращения планеты Сатурн вокруг Земли до космической катастрофы, изменившей орбиты планет и «их время». Оборот Сатурна сейчас- 29,5 лет.

32-х летний календарь имеет древнеперсидское происхождение. Он считается солнечным, а каждому его году соответствует тотемическое животное (подобно китайскому). В отличие от китайского, календарь Древних персов представлен  лишь благородными животные. Считалось, что соответствовать светлой (или темной) может лишь один человек, из рожденных за 32 года. Такой человек имел, так называемую царскую Хварну года. Соответственно, можно иметь и антихварну.

Персидский или авестийский календарь имеет полный цикл равный 64-м годам. Число 64 «общее» с Китаем, где оно – суть  «Книги перемен». 64 клетки имеет шахматная доска. 32-х летний календарь работает очень четко. С китайским календарем имеет точки соприкосновения, связанные с числом 96. То есть календари совпадают один раз в 96 лет, поскольку 96  делится одновременно на 12 и на 32. Полное повторение по всем характеристикам китайского и персидского календарей бывает раз в 960 лет. Здесь уже соответствие по полным их циклам: 960 делится и на 60, и на 64 (32ˣ2).

В древнеперсидском календаре различают «световой» и «теневой» циклы, каждый по 32 года. Считается, что заложено в первом цикле (светлом) – реализуется в теневом цикле. Причем животных – тотемов года всего 32. Есть тотем, а есть и антитотем года, который  выражается в негативном проявлении качества  животного, ему соответствующего. Ведь вовсе не обязательно, что человек будет проявлять свои самые чистые и светлые стороны.  Какие это животные, и в каком порядке они следуют друг за другом?

 

1 год –  тотем: Олень

2 год – Муфлон

3 год – Мангуст

4 год – Волк

5 год – Аист

6 год – Паук – крестовик

7 год -  Уж

8 год – Бобер

9 год – Черепаха

10 год – Сорока

11 год – Белка

12 год – Ворон

13 год - Петух

14 год - Тур

15 год - Барсук

16 год - Верблюд

17 год – Еж

18 год – Лань

19 год – Слон

20 год – Лошадь

21 год – Гепард

22 год – Павлин

23 год – Лебедь

24 год – Рысь

25 год – Осел

26 год – Белый Медведь

27 год – Орел

28 год – Лисица

29 год – Дельфин

30 год – Кабан

31 год – Филин или Сова

32 год – Сокол.

 

 

2010 год в различных традициях.

Всем известно, что будущий год по номеру 2010 и по китайской «системе» - это год Белого Тигра. Но интересно посмотреть, каков «наш» Новый год в других КАЛЕНДАРНЫХ традициях. Причем, будем рассматривать и те из них, которые давно «канули в лету». Например: традиция майя или календарь французской революции. Смотрим на дату 01.01.2010 год 00 часов.

 

Григорианский календарь: 01.01.2010 год,  00 часов, пятница, обычный год.

Юлианский – 19.12.2009 год, 00 часов, пятница, обычный год.

Древнеперсидский - сейчас идет год Бобра, а после дня весеннего

равноденствия наступит Новый год – год Черепахи.

Персидский солнечной Хиджры – год 1388, месяц  Дей, день 11, год

обычный, день недели – Джоме.

Зороастрийский (фасли) – год 3747 Заратуштрийской Эры.

Китайский – год 4707, Желтый Бык. Новый год 4708 начнется 10.02.2010 года и

он будет годом Белого Тигра, стихия - Металл.

Еврейский – год 5770,  месяц Тевет, день 15, год обычный достаточный (355

дней).

Исламский – год 1431, месяц Мухаррам, день 15, год високосный, день недели –

йаум аль - джум̎а.

Афганский – год 1388, месяц Befranbar, день 11, год обычный.

Курдский – год 1388, месяц Jaddi, день 11, год обычный.

Майя – Длинный счет

Бактун 12

Катун 19

Тун 16

Уинал 17

Кин 15

Хааб  13 Канкин

Цолькин 11 Мен.

Майя (Хозе Аргуэльес) – маянский год 10 Ветер был с 22.02.2009 года.

22.12.2009 года – 1  Змей.

04.01.2010 года-   1 Кремень.

Маянский год 11 Олень начнется с 22 февраля.

Индийский – год 1931, месяц Пауза, день 11, день недели Шукрвар, год

обычный.

Бахаи - Кулл – и Шай'

Вахид

Год Ваххаб, месяц Шараф, день Джалах, день недели Истиклаль, год

обычный.

Французский – год Республики, месяц Нтвоз, декада II, день

недели – Дуоди.

Введен 05.10.1793 года во время Великой французской революции, а  был отменен

Наполеоном 01.01.1806 года.

 

 

 

Литература

1.Р.Ш.Джарылгасинова, М.В.Крюков. Календарные обычаи и обряды народов

Восточной Азии. Годовой цикл. М, Наука, 1989.

2.Р.Ш.Джарылгасинова, М.В.Крюков. Календарные обычаи и обряды народов

Восточной Азии. Новый год. М, Наука, 1985.

3.Р.Ш.Джарылгасинова, М.В.Крюков. Календарные обычаи и обряды в странах

зарубежной Европы. М, Наука, 1977.

4.П.П.Глоба. Священный зороастрийский календарь. М, 1994.

5.Хозе Аргуэльес. Фактор Майя: внетехнологический путь.